Разрывной график работы водителей 2021-2022

Обновлено: 10/12/2021
Оплата рабочего дня, разделенного на части (разрывной рабочий день)
Share on facebook
Share on vk
Share on twitter
Share on odnoklassniki
Share on telegram
Share on whatsapp
Share on email
Share on print

Вопрос о разрывном графике работы уже рассматривался нами в прошлой статье. Она дает общее представление о сути такого режима, основаниях для его установления, о порядке оплаты и документальном оформлении. Если вы еще не успели ее прочитать, то лучше это сделать перед прочтением этой статьи, будет более понятно о чем идет речь. Ссылка на статью.

Где же чаще всего применятся разрывной график работы? Конечно у водителей, и не просто, а водителей маршрутных автобусов. Применяется такой режим в связи с необходимостью соблюдения временных интервалов и распределения пассажиропотока. Утром и вечером нужно транспорта больше, чем днем.

Вот и разберемся как правильно работодатель должен применять разрывной график работы для водителей автобусов.

Правовые основы труда водителей

В ч. IV ТК РФ содержатся нормы, которые частично ограничивают применение общих правил либо предусматривают для отдельных категорий работников дополнительные правила.

Так, в главе 51 ТК РФ установлены особенности регулирования труда работников транспорта. Постановлением Правительства РФ от 19.01.2008 № 16 утвержден Перечень работ, профессий, должностей, непосредственно связанных с управлением транспортными средствами или управлением движением транспортных средств (далее — Перечень работ).

Не стоит забывать и про подзаконные акты, которые составляют трудовое законодательство. Для водителей автобусов — это Приказ Министерства транспорта РФ от 16 октября 2020 г. № 424 “Об утверждении Особенностей режима рабочего времени и времени отдыха, условий труда водителей автомобилей”, который заменил собой предыдущие приказы. Именно этим приказом более детально регулируется график работы водителей. Новый документ внес существенные изменения, так что если вы работаете водителем, советую дочитать эту статью до конца.

Начнем с водителей, которые не обязаны соблюдать режим труда

Нормативные документы содержат перечень водителей, которые являются исключениями. То есть указанные водители не обязаны соблюдать режим труда и отдыха. И в данный перечень внесено несколько изменений:

П.1 Приказа гласит: Настоящий документ устанавливает особенности режима рабочего времени и времени отдыха, условий труда водителей автомобилей, управление которыми входит в их трудовые обязанности, и водителей автомобилей, являющихся индивидуальными предпринимателями и осуществляющих управление автомобилем самостоятельно (далее — водители), за исключением водителей, осуществляющих перевозки на служебных легковых автомобилях при обслуживании органов государственной власти и органов местного самоуправления, водителей, занятых на международных перевозках, водителей осуществляющих перевозки в пределах границ территории предприятия, не выезжающих на дороги общего пользования, водителей легковых автомобилей ведомственной охраны, водителей пожарных и аварийно-спасательных автомобилей включая автомобили, предназначенные для оказания медицинской помощи гражданам, в том числе автомобилей, задействованных в ликвидации последствий либо предупреждении чрезвычайных ситуаций, водителей автомобилей органов, осуществляющих оперативно-розыскную деятельность, водителей-военнослужащих при исполнении ими обязанностей военной службы.

Таким образом, мы выяснили, что действие данного Приказа распространяется на водителей автобусов в том числе. А в соответствии с п. 2 Приказа: Настоящие Особенности обязательны для исполнения юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями, зарегистрированными на территории Российской Федерации, являющимися работодателями.

Отменены ограничения рабочего времени для 5-ти и 6-ти дневной рабочей недели

Было: Для водителей, работающих по календарю пятидневной рабочей недели с двумя выходными днями, нормальная продолжительность ежедневной работы (смены) не может превышать 8 часов, а для работающих по календарю шестидневной рабочей недели с одним выходным днем — 7 часов.

Стало: В документе не осталось упоминания о нормальной продолжительности ежедневной работы при пятидневной и шестидневной рабочей неделе. Осталось только общее ограничение, позволяющее работать не более 40 часов в неделю.

Например, в случае 6-дневной рабочей недели график может быть составлен так: пн-чт: 8:00 — 12:00 13:00-17:00 (8 часов) пт-сб: 8:00 — 12:00 (4 часа)

Кроме того, нужно понимать, что увеличивать продолжительность одного рабочего дня до бесконечности невозможно, т.к. при составлении графика нужно учитывать и ограничения, установленные другими пунктами документа.

На наш взгляд, отмена четкого указания на ограничение дает работодателю повод для трактования положений документа в свою пользу и злоупотреблений. Это, конечно все помыслы и догадки, главное, что нужно помнить, что теперь работник не может ссылаться на ограничение при составлении разрывного графика работы водителя автобуса.

Отмена суммированного учета рабочего времени на период до 6 месяцев

Напомню, что суммированный учет рабочего времени позволяет составлять графики водителя таким образом, что в пределах одного дня длительность рабочего времени может быть увеличена, но в пределах 1-го месяца все нормы должны быть соблюдены.

На перевозках пассажиров в курортной местности в летне-осенний период и на других перевозках, связанных с обслуживанием сезонных работ, учетный период может устанавливаться продолжительностью до 6 месяцев.

Ранее данный пункт позволял расширить период суммированного учета до 6 месяцев (при перевозках пассажиров в курортной местности и на других сезонных перевозках). То есть в этом случае нормативы по времени труда и отдыха допускалось соблюдать в пределах полугода. Получалось, что в загруженные месяцы водитель мог «пахать с утра до ночи» а в низкий сезон просто «плевал в потолок» и почти не работал.

С 1 января 2021 года такой вариант будет исключен. А продолжительность периода при суммированном учете будет всегда составлять 1 месяц.

Особенности увеличения продолжительности рабочего времени до 12 часов

Напомню, что при суммированном учете рабочего времени максимальная продолжительность рабочего времени водителя составляет 10 часов. Однако в некоторых ситуациях время может быть увеличено до 12 часов:

Водителям, осуществляющим перевозки для учреждений здравоохранения, организаций коммунальных служб, телеграфной, телефонной и почтовой связи, вещателей общероссийских обязательных общедоступных телеканалов и радиоканалов, оператора связи, осуществляющего эфирную цифровую наземную трансляцию общероссийских обязательных общедоступных телеканалов и радиоканалов, аварийных служб, перевозки на служебных легковых автомобилях при обслуживании руководителей организаций, перевозки на инкассаторских автомобилях, перевозки на легковых такси, а также водителям, работающим в составе вахтовых бригад при вахтовом методе организации работ, продолжительность ежедневной работы (смены) может быть увеличена работодателем до 12 часов.

Во-первых, в данном пункте убрали ограничение на время управления автомобилем в течение рабочего дня, которое ранее составляло 9 часов. Однако это, опять же, не означает, что водитель может все 12 часов провести за рулем. Просто ограничение по времени управления перенесено в пункт 10 нового документа.

Во-вторых, из данного пункта убрали:

  • перевозки в пределах предприятия;
  • легковые автомобили органов государственной власти и органов местного самоуправления.

Напомню, что водители этих транспортных средств с 1 января 2021 года могут вообще не соблюдать требования режима труда и отдыха (об этом речь шла выше).

В-третьих, в данный пункт добавили:

  • водителей, работающих вахтовым методом.

До 31 декабря 2020 года эти водители могли работать без ограничения длительности рабочего дня, однако в 2021 году работать больше 12 часов в день они не смогут.

Кто и как контролирует режим труда и отдыха водителя

Контролировать соблюдение режима труда и отдыха водителей обязан работодатель. Все юридические лица и индивидуальные предприниматели, деятельность которых связана с эксплуатацией транспортных средств, должны оборудовать их тахографами. Подробнее о том, на какие автомобили обязательно должны быть установлены тахографы, читайте в нашей статье.

Отвечает за работу с тахографами в организации специально назначенный специалист. Если такого нет, то ответственность ложится на руководителя. Водитель должен знать, как пользоваться тахографом, следить за его работоспособностью в пути и иметь инструкцию.

Если тахограф вышел из строя в пути, водитель должен начать регистрировать режим труда и отдыха вручную: заполнять таблицу на термобумаге тахографа или начертить ее на любом листе бумаги.

Со сломанным тахографом водитель может продолжать движение только в сторону ближайшего сервиса или стоянки. Путь с момента поломки прибора не должен занять более 7 суток. Список мастерских по ремонту и техобслуживанию тахографов в регионах России есть на сайте Росавтотранса.

Проверить, есть ли в автомобиле тахограф и его исправность могут сотрудники ГИБДД и Ространснадзора. За неисправный тахограф или его отсутствие предусмотрены штрафы.

Новые правила разрывного графика работы водителей автобусов

Было: п. 13 Водителям автобусов, работающим на регулярных городских, пригородных и междугородных автобусных маршрутах, с их согласия рабочий день может быть разделен на две части. Разделение производится работодателем на основании локального нормативного акта, принятого с учетом мнения представительного органа работников.

Перерыв между двумя частями рабочего дня устанавливается не позже чем через пять часов после начала работы.

В случае установления перерыва между двумя частями рабочего дня позже четырех часов после начала рабочего дня водителям автобусов, работающим на регулярных городских, пригородных автобусных маршрутах, предоставляются специальные перерывы для отдыха от управления автомобилем в пути продолжительностью не менее 15 минут в период до предоставления перерыва между двумя частями рабочего дня.

Продолжительность перерыва между двумя частями рабочего дня должна быть не более двух часов без учета времени для отдыха и питания, а общая продолжительность ежедневной работы (смены) не должна превышать продолжительности ежедневной работы (смены), установленной пунктами 7, 9, 10 и 11 настоящего Положения.

Время перерыва между двумя частями рабочего дня водителей, работающих на регулярных городских, пригородных автобусных маршрутах, может быть увеличено до трех часов на основании отраслевого соглашения, заключенного на региональном уровне социального партнерства, локальным нормативным актом работодателя и с согласия водителя.

Перерыв между двумя частями смены предоставляется в местах, предусмотренных расписанием движения и обеспечивающих возможность использования водителем времени отдыха по своему усмотрению.

Время перерыва между двумя частями смены в рабочее время не включается.

Было: п. 13.1 Водителям, осуществляющим перевозки на служебных легковых автомобилях при обслуживании должностных лиц федеральных органов государственной власти или органов государственной власти субъектов Российской Федерации с персональным закреплением за этими лицами таких автомобилей с экипажем, с их согласия рабочий день (смена) может быть разделен на две и более частей. В случае получения согласия водителя на разделение рабочего дня (смены), такое разделение производится работодателем на основании локального нормативного акта, принятого по согласованию с выборным органом первичной профсоюзной организации, а при ее отсутствии — с иным представительным органом работников.

Перерыв между двумя частями рабочего дня устанавливается не позже чем через пять часов после начала работы.

При разделении рабочего дня (смены) на две и более частей один из перерывов должен быть не менее двух часов, а суммарное время перерывов между частями рабочего дня (смены) не может превышать 5 часов.

Перерыв между частями смены предоставляется в местах, предусмотренных расписанием движения или графиком работы и обеспечивающих возможность использования водителем времени отдыха по своему усмотрению.

Время перерыва между частями смены в рабочее время не включается.

При применении норм настоящего пункта при регулировании режима труда и отдыха водителей условия оплаты труда водителей, осуществляющих перевозки на служебных легковых автомобилях при обслуживании должностных лиц федеральных органов государственной власти или органов государственной власти субъектов Российской Федерации, не могут быть ухудшены.

Стало: п. 7 С согласия водителей рабочий день (смена) может быть разделен на части. Разделение рабочего дня (смены) производится на основании локального нормативного акта работодателя, принятого с учетом мнения выборного органа первичной профсоюзной организации.

Перерыв между частями рабочего дня (смены) устанавливается не позже, чем через пять часов после начала работы.

При разделении рабочего дня (смены) на части суммарное время перерывов между частями рабочего дня (смены) не может превышать:

  • для водителей, осуществляющих регулярные перевозки пассажиров и багажа в городском и пригородном сообщении — 3 часа;
  • для остальных водителей — 5 часов.

Перерыв между частями рабочего дня (смены) предоставляется в местах, обеспечивающих возможность использования водителем времени отдыха по своему усмотрению.

Время перерыва между частями рабочего дня (смены) в рабочее время не включается.

Несколько важных нововведений, связанных с разделением рабочего дня водителя на части:

1. Распространяется на любых водителей. В «старом» документе разделить рабочий день можно было только для водителей автобусов, работающих на регулярных перевозках, и для водителей легковых автомобилей органов государственной власти. С 1 января 2021 года разделение доступно абсолютно для всех водителей.

2. Разделение на несколько частей. Раньше документе допускалось разделить рабочий день водителя автобуса только на 2 части, а рабочий день водителя легкового автомобиля — на любое количество частей. В новом документе можно разделить рабочий день на любое количество частей для водителя любого транспортного средства.

3. Продолжительность перерыва. В старой редакции максимальная продолжительность перерыва могла составлять 3 часа (для всех автобусов) и 5 часов для легковых автомобилей государственной власти.

В новой редакции ограничение 3 часа осталось только для городских и пригородных регулярных перевозок. Для всех остальных транспортных средств (в том числе для междугородних автобусных перевозок) максимальное время перерыва (перерывов) — 5 часов.

Доплата за разрывной график работы водителей автобусов

Нужно понимать, что разделение дня обычно доставляет множество неудобств для сотрудников. Работнику приходится уходить с работы в разгар дня, а потом возвращаться. По этой причине раздробление должно компенсироваться. Порядок и размер выплат регулируются законами РФ, внутренними нормативными актами, что оговорено статьей 149 ТК РФ. Это именно компенсация, а потому она не входит в размер оклада. Размер выплат зависит от отрасли и устанавливается от оклада или тарифной ставки:

  • Женщины, которые заняты в условиях сельской местности, – 30%.
  • Люди, занятые в ЖКХ, областях бытового обслуживания, – 30%.
  • Руководители РЖД – 30%.

Работодатель не имеет права устанавливать меньшую надбавку. Однако размер компенсации может быть увеличен. Размер выплат фиксируется во внутренних актах.

Ответственность работодателя за уплату компенсации в меньшем размере

Если работодатель устанавливает меньший размер компенсации, работнику нужно пойти с жалобой в Государственную инспекцию труда (ГИТ). На основании жалобы ГИТ предъявляет работодателю предписание об исправлении нарушений, что оговорено статьей 357 ТК РФ. Проводится проверка. Если в процессе ее обнаружены правонарушения, то на работодателя накладывается штраф:

  • Для должностных лиц – от 1 до 5 тысяч рублей.
  • Для ЮЛ – от 30 до 50 тысяч рублей.

Данные штрафы установлены частью 1 статьи 5.27 КоАП РФ.

Максимальная продолжительность времени управления автомобилем

Было: п. 16 Время управления автомобилем (подпункт «а» пункта 15 Положения) в течение периода ежедневной работы (смены) не может превышать 9 часов (за исключением случаев, предусмотренных в пунктах 17, 18 Положения), а в условиях горной местности при перевозке пассажиров автобусами габаритной длиной свыше 9,5 метра и при перевозке тяжеловесных, длинномерных и крупногабаритных грузов не может превышать 8 часов.

Было: п. 17 При суммированном учете рабочего времени время управления автомобилем в течение периода ежедневной работы (смены) может быть увеличено до 10 часов, но не более двух раз в неделю. При этом суммарная продолжительность управления автомобилем за неделю не может превышать 56 часов и за две недели подряд — 90 часов (неделей считается период времени с 00 часов 00 минут 00 секунд понедельника до 24 часов 00 минут 00 секунд воскресенья).

Стало: п. 10 Время управления автомобилем в течение периода времени, не превышающего 24 часов, после завершения ежедневного (междусменного) отдыха или еженедельного отдыха и началом следующего ежедневного (междусменного) отдыха или еженедельного отдыха (далее — ежедневный период), не должно превышать 9 часов. Допускается увеличение этого времени до 10 часов, но не более двух раз в течение календарной недели.

При выборе времени управления автомобилем нужно учитывать 2 важные особенности:

  • С 1 января 2021 года отменяется ограничение 8 часов, которое применялось для автобусов длиннее 9,5 метров в горной местности и для грузовиков, перевозящих тяжеловесные, длинномерные и крупногабаритные грузы.
  • До 31 декабря 2020 года увеличение времени за рулем до 9 (10) часов допускалось только при суммированном учете рабочего времени. С 2021 года это возможно при любом учете, в том числе и при 40-часовой рабочей неделе.

Продление времени управления автомобилем для движения к месту стоянки

Если выделенное графиком время управления автомобилем закончилось, а водитель находится в пути, то законодательство позволяет ему продолжить движение:

На междугородных перевозках при наступлении ежедневного (междусменного) отдыха водителя на участке дороги, где отсутствуют места стоянки, оборудованные дорожными знаками 5.29, 6.4, 7.9, 7.11 согласно приложению N 1 к Правилам дорожного движения Российской Федерации, утвержденным постановлением Совета Министров — Правительства Российской Федерации от 23 октября 1993 г. N 1090 1, водитель вправе, с учетом предельных значений нормативов по времени работы и времени ежедневного (междусменного) отдыха, установленных настоящим Положением, следовать до ближайшего места стоянки, обозначенного вышеуказанными дорожными знаками.

Стало: п. 11 При достижении времени управления автомобилем, предусмотренного пунктом 10 настоящих Особенностей, водитель вправе увеличить это время, но не более чем на 2 часа, в целях завершения перевозки и (или) следования к месту стоянки.

Работодателю запрещается устанавливать для водителей время управления, с учетом отступлений, изложенных в настоящем пункте настоящих Особенностей.

Важные нововведения с 1 января 2021 года:

1. Ранее продление времени управления допускалось только на междугородных перевозках, теперь такая возможнсоть есть у всех водителей.

2. Ранее допускалось двигаться к ближайшему месту отдыха, но ограничение по времени прямо не указывалось. С 1 января 2021 года не обязательно ехать именно к ближайшему месту отдыха, можно попробовать добраться и до дома. Однако дополнительное время в пути не должно превышать 2 часа.

Например, водитель вечером возвращается в свой город и за 50 км до этого города заканчивается отведенное время управления автомобилем. При этом через 2 км есть автомобильная стоянка, обозначенная знаком место отдыха:

До 31 декабря 2020 года водитель должен остаться на указанном месте отдыха и переночевать там.

С 1 января 2021 года водитель получит возможность доехать до своего города и переночевать у себя дома.

Отмена суммированного учета времени управления для автобусов

Было: п. 18 При суммированном учете рабочего времени для водителей автобусов, осуществляющих перевозки в городском и пригородном сообщении, допускается введение суммированного учета времени управления автомобилем.

До 31 декабря 2020 года водители автобусов, работающие на городских и пригородных маршрутах, могли использовать не только суммированный учет рабочего времени, но и суммированный учет времени управления автобусом.

С 1 января 2021 года суммированный учет времени управления будет невозможен, то есть нормативы по времени управления должны будут соблюдаться ежедневно.

Рабочее время водителя и порядок разделения его на части с 2021 года

Рабочий день водителя в новом приказе Минтранса с 2021 года так же включает в себя периоды непосредственного вождения и время специальных перерывов для отдыха водителя. Однако есть и некоторые отличия.

С 2021 года расширен перечень видов деятельности, не относящихся к непосредственному управлению автомобилем, но включаемых в рабочее время. Так, отдельно введена категория рабочего времени, не связанного с управлением, которая включает:

  • подготовительно-заключительное время;
  • периоды прохождения медосмотров;
  • простои не по вине работника;
  • время ремонта автомобиля;
  • иные периоды, предусмотренные законодательством, трудовым и коллективным договором.

Таким образом, с 2021 года рабочий день водителя включает открытый перечень видов занятости, не связанных с вождением. Он определяется достигнутыми нанимателем и работником договоренностями. Кроме того, сняты ограничения на зачет в рабочее время периодов:

  • охраны груза;
  • присутствия на рабочем месте в качестве второго водителя.

С 2021 года допустимо разделение рабочей смены водителя на части с его согласия. В 2021 году и ранее это было возможно только для водителей служебных автомобилей федеральных служащих, а также занятых управлением автобусами на городских и пригородных маршрутах.

В результате список сотрудников, занятых вождением транспортного средства, для которых можно применять подобный метод организации труда, с 2021 года расширен.

Кроме того, с 2021 года появилось четкое разграничение максимальной длительности перерыва, устанавливаемого между частями смены:

  • для водителей, трудящихся на пассажирских перевозках – не более 3-х часов;
  • для прочих водителей – не более 5 часов.

Указанные временные разрывы между частями трудового дня в рабочее время не включают. Они должны быть предоставлены не позднее чем через 5 часов после начала смены.

Новые правила назначения перерывов

Было: п. 19 Не позже, чем через четыре часа управления автомобилем водитель обязан сделать специальный перерыв для отдыха от управления автомобилем в пути (подпункт «б» пункта 15 Положения) продолжительностью не менее 15 минут, в дальнейшем перерывы такой продолжительности предусматриваются не более чем через каждые 2 часа. В том случае, когда время предоставления специального перерыва совпадает со временем предоставления перерыва для отдыха и питания (пункт 25 Положения), специальный перерыв не предоставляется.

Частота перерывов в управлении автомобилем для кратковременного отдыха водителя и их продолжительность указываются в задании по времени на движение и стоянку автомобиля (пункт 5 Положения).

Стало: п. 13 Не позднее 4 часов 30 минут времени управления автомобилем, после окончания времени отдыха или специального перерыва, за исключением случаев, предусмотренных пунктом 14 настоящих Особенностей, водитель обязан сделать специальный перерыв продолжительностью не менее 45 минут, если не наступает время отдыха или перерыва (пункт 16 настоящих Особенностей), продолжительность которых превышает продолжительность специального перерыва.

Специальный перерыв может быть разделен на несколько частей, первая из которых должна составлять не менее 15 минут, а последняя — не менее 30 минут, а при осуществлении регулярных перевозок пассажиров и багажа в городском и пригородном сообщении каждая из частей должна составлять не менее 10 минут.

Правила назначения специальных перерывов при работе серьезно изменились.

До 31 декабря 2020 года все перерывы имели длительность 15 минут. При этом первый перерыв назначался через 4 часа, а последующие — каждые 2 часа.

По новым правилам перерывы имеют продолжительность 45 минут и назначаются не позже, чем через 4,5 часа. При этом если время специального перерыва совпадает со временем обеда, то специальный перерыв не назначается.

Например, если рассматривать 8 или 9 часовой рабочий день, в середине которого предусмотрен часовой обеденный перерыв, то в этом случае специальный перерыв совпадает с обедом. И дополнительные перерывы при работе не требуются.

То есть водитель управляет автомобилем 4 часа, затем обедает 1 час и затем управляет автомобилем еще 4 часа.

Старые правила не позволяли применять подобную схему, т.к. в середине второй половины рабочего дня должен был быть сделать 15-минутный перерыв.

Кроме того, допускается деление перерыва на несколько частей, причем первая из них должна быть не меньше 15 минут, а последняя — не меньше 30 минут.

Кроме того, для автобусов, работающих на городских и пригородных маршрутах, сделано исключение. Для них допускаются перерывы длительностью не меньше 10 минут. Это необходимо для соблюдения графика маршрута. При этом общая продолжительность перерывов за 4 часа 30 минут работы должна составлять 45 минут.

Например, водитель может сделать пять коротких перерывов по 10 минут и это не будет нарушением режима труда и отдыха.

Учет времени охраны груза и времени присутствия второго водителя в автомобиле

Было: п. 21 Время охраны груза и автомобиля (подпункт «з» пункта 15 Положения) засчитывается водителю в рабочее время в размере не менее 30 процентов. Конкретная продолжительность времени охраны груза и автомобиля, засчитываемого водителю в рабочее время, устанавливается работодателем с учетом мнения представительного органа работников организации.

Если перевозка на одном автомобиле осуществляется двумя и более водителями, время на охрану груза и автомобиля засчитывается в рабочее время только одному водителю.

Стало: п. 22 Время присутствия на рабочем месте водителя, осуществляющего междугородную перевозку, когда он не управляет автомобилем, при направлении в рейс двух и более водителей (подпункт «и» пункта 15 Положения) засчитывается ему в рабочее время в размере не менее 50 процентов. Конкретная продолжительность времени присутствия на рабочем месте водителя, когда он не управляет автомобилем, при направлении в рейс двух и более водителей, засчитываемого в рабочее время, устанавливается работодателем с учетом мнения представительного органа работников организации.

Время, в течение которого водитель находится во время движения автомобиля в составе экипажа и не управляет автомобилем, в рабочее время не включается. За указанное время выплачивается дополнительное вознаграждение, размер которого определяется коллективным договором или локальным нормативным актом работодателя, принятым с учетом мнения представительного органа работников.

До 31 декабря 2020 года в рабочее время водителя включались в том числе:

  • время охраны автомобиля и груза (в размере не менее 30 процентов);
  • время присутствия на рабочем месте второго водителя, если в экипаж одновременно входят два водителя (в размере не менее 50 процентов).

С 1 января 2021 года ни время охраны, ни время присутствия на месте второго водителя в рабочее время не включаются. То есть они никак не влияют на продолжительность рабочего времени водителя.

Штрафы за нарушения режима труда и отдыха водителей

Наиболее часто встречаются такие нарушений режима труда и отдыха водителей:

  • превышена норма времени для управления транспортным средством;
  • превышена норма рабочего времени при суммированном учете;
  • водитель направлен в длительный рейс без сменщика, особенно в ночное время;
  • руководитель не составил график работы для водителя.

Часть 3 Статьи 11.23. Кодекса РФ об административных правонарушениях предусматривает такие штрафы за нарушение режима труда и отдыха водителей, а именно за несоблюдение норм времени управления транспортным средством и времени отдыха:

  • для водителя — от 1 500 до 2 000 рублей;
  • для должностного лица — от 7 000 до 10 000 рублей;
  • для индивидуального предпринимателя — от 15 000 до 25 000 рублей;
  • для юридического лица — от 20 000 до 50 000 рублей.

Подведем итог

С 1 января 2021 года водители начали работать по новым правилам, существенно измененным. Стоит отметить, что Приказ регламентировал порядок контроля за соблюдением разрывного графика работы водителей и что немаловажно установил ответственность за нарушение. Это должно способствовать более эффективному регулированию вопроса со стороны работодателя, ну дает хорошие возможности для самозащиты своих прав работникам.

ВАЖНО! Работодатель не имеет права устанавливать разрывной график работы водителей автобусов по своему желанию. Для разделения нужны объективные основания. При возникновении трудовых споров придется доказывать наличие этих оснований. Работодателю рекомендуется досконально изучить статью 105 ТК РФ.

Share on facebook
Share on vk
Share on twitter
Share on odnoklassniki
Share on telegram
Share on whatsapp
Share on email
Share on print

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *