И ещё про оплату рабочего дня, разделенного на части

         В этой второй статье про разделение смен на части, приведены практические примеры: на каких условиях работодатель делит рабочий день на части и по каким принципам производится доплата за работу по графику с разделением смены на части.

         Напомню, что согласно статье 105 ТК РФ, на тех работах, где это необходимо вследствие особого характера труда, а также при производстве работ, интенсивность которых неодинакова в течение рабочего дня (смены), рабочий день может быть разделен на части с тем, чтобы общая продолжительность рабочего времени не превышала установленной продолжительности ежедневной работы. Такое разделение производится работодателем на основании локального нормативного акта, принятого с учетом мнения выборного органа первичной профсоюзной организации.

         Из содержания этой статьи мы видим, что разделить рабочий день на части работодатель может, но не должен. И это условие выглядит необязательным. Но, вследствие требования статьи 103 ТК РФ, которая запрещает работу в течение двух смен подряд, рабочий день делится на части уже в обязательном порядке.

         В соответствии с пунктом 3.6.1 Отраслевого соглашения по автомобильному и городскому наземному пассажирскому транспорту Российской Федерации на 2020-2022 годы, доплата за работу по графику с разделением смены на части в размере не менее 30% тарифной ставки производится за отработанное в смене время.

         Бывают случаи, когда в расчётном листе можно увидеть неполную доплату за работу по графику с разделением смен на части. Если все рабочие дни по двухсменному выходу имели продолжительность рабочего времени, превышающую установленную, и одновременно, рабочий день делился на части, то в расчётном листе время оплаты двухсменного выхода и время доплаты за разделение смен на части должны быть одинаковы.

         Примеры из практики, на что ссылается работодатель, когда оправдывает неполную доплату за разделение смен на части:

  1. Первую половину рабочего дня водитель провёл в ожидании предоставления исправного подвижного состава, выехав на линию только после обеда. Тем самым, на линии отработал неполную смену, что привело к отсутствию доплаты за разделение смен на части в этот рабочий день.
  2. В расписание движения двухсменного выхода, суммарное время перерывов для отдыха и питания заведомо заложено меньше 2,5 часов.
  3. Суммарная продолжительность перерывов для отдыха и питания меньше 2,5 часов по причине искусственного уменьшения времени обеденных перерывов, которое образовалось в результате задержки начала обеда из-за дорожных пробок и заторов.

         В первом случае работодатель забывает, что согласно Приказу Минтранса РФ от 16.10.2020 г. № 424, рабочее время водителя включает в себя не только время управления автомобилем (время работы на линии), а также время специальных перерывов для отдыха от управления автомобилем и, в том числе, время работы, не связанное с управлением автомобилем. Соответственно, в этом случае доплата за разделение смен на части тоже подлежит начислению.

         Во втором и третьем случае работодатель ссылается на недостаточную суммарную продолжительность перерывов для отдыха и питания, которая в объёме менее 2,5 часов якобы не может считаться достаточной для разделения смен на части. Это условие является надуманным, так как указанное минимальное время 2,5 часа не обусловлено Коллективным договором и Трудовым кодексом.

         В приведённых ситуациях бывает сложно добиться от работодателя доплаты недоплаченного, но положительные примеры имеются.

         Возвращаясь к первому случаю, доплата не производилась по независящим от нас причинам. Во втором и третьем – мы на опережение можем повлиять на условия ситуации.
         Если расписание движения двухсменного выхода не содержит эти минимальные 2,5 часа суммарного отдыха, то работник вправе отказаться от работы на этом выходе, так как ущемляются его трудовые интересы.

         При работе на двухсменном выходе с суммарным отдыхом более 2,5 часов, при задержке обеденных перерывов из-за пробок и дорожных заторов, приступаем к самостоятельному учёту времени своего отдыха: следим, чтобы он не стал меньше 2,5 часов. С целью не потерять доплату за разделение смен на части, иногда выгоднее, согласно математике, отправиться в рейс позже времени, указанного в расписании движения или даже потерять один оборотный круг, получив на это соответствующее разрешение диспетчера ЕДЦ.

         Если обнаружили в своём расчётном листе несоответствие времени оплаты двухсменного выхода с временем доплаты за разделение смен на части, которые по определению должны быть одинаковыми, при условии, что все рабочие дни по двухсменному выходу имели продолжительность рабочего времени, превышающую установленную, и одновременно, рабочий день делился на части, то с письменным заявлением следует обратиться к директору филиала с просьбой осуществления полной доплаты за указанный месячный период.

Интересные статьи

Комментарии