Нас тормозят и проверяют. Законна ли проверка на воротах работниками ГКУ «Организатор перевозок»?

Согласно пункту 4.3 Должностной инструкции водителя автобуса регулярных городских (пригородных) пассажирских маршрутов ГУП «Мосгортранс», в рамках подготовительно-заключительного времени (ПЗВ), перед выездом на линию водитель обязан:

4.3.1. Получить у диспетчера филиала путевой лист, плановое расписание движения по маршруту, бортовой журнал, проверить наличие подписей диспетчера и механика-контролера, подтверждающие, что автобус технически исправен, подготовлен к эксплуатации на линии, расписаться в регистрационном журнале.

4.3.2. Пройти в соответствии с установленным в филиале порядком предрейсовый медицинский осмотр, получить в путевом листе отметку о допуске к работе. До прохождения предрейсового медицинского осмотра уведомить медицинского работника филиала о приёме лекарственных препаратов, ухудшающих реакцию и внимание, наркотических, психотропных и иных веществ, приводящих к опьянению (алкогольному, наркотическому или иному). При назначении указанных препаратов лечащим врачом, предоставлять копию рецепта медицинскому работнику филиала.

4.3.3. Получить платежные документы на заправку топлива, получить у диспетчера АСКП под роспись съёмное оборудование АСКП (УКПБ и ИРТ), БСК, в случае переключения основного выхода по расписанию на другой маршрут получить дополнительно БСК на каждое переключение, проездные билеты по расходному кассовому ордеру с указанием номеров билетов, записать номера платежных документов на получение топлива в путевой лист (здесь и далее, зачёркнутые пункты упразднены, ввиду отсутствия данных действий).

4.3.4. Проверить работу освещения, громкоговорящей связи, внутреннее и внешнее информационное оформление автобуса, и экипировку автобуса по условиям безопасности дорожного движения, установить визитную карточку.

4.3.5. Установить в салоне автобуса съёмное оборудование АСКП, проверить исправность оборудования АСКП (турникета, УКПБ, ИРТ), при обнаружении неисправностей при включении турникета или устройства контроля и погашения билетов УКПБ (ИРТ) отключить питание оборудования АСКП и обратиться к диспетчеру по АСКП.

4.3.6. Проверить внешний вид и техническое состояние автобуса:

– исправность запоров всех люков, кожухов и крышек;

– крепление колес и состояние шин;

– показания контрольных приборов, работу стеклоочистителей, приборов освещения, световой и звуковой сигнализации, наличие предохранителей и их исправность;

– работоспособность системы автоинформирования пассажиров, актуальность показаний внешних и внутрисалонных информационных табло;

– наличие жидкости в бачке стеклоомывателя;

– исправность тормозов;

– наличие топлива в дополнительном топливном баке автобуса (при наличии дополнительного топливного бака) в зимний период;

– работу рулевого управления;

– работу привода и механизмов открывания дверей;

– настройки и работоспособность системы климат-контроля, при её наличии у автобуса;

– работоспособность системы автонаклона (книлинга), при её наличии у автобуса;

– работоспособность системы блокировки хода, при её наличии у автобуса;

– работоспособность оборудования АСДУ НГПТ (видеофиксация, радиостанция, навигационный терминал и т.п.), отсутствие предметов перекрывающих обзор камер видеофиксации;

– наличие и исправность (пломб/бирок), запорных устройств на горловинах баллонов, показания манометров имеющихся огнетушителей;

– работоспособность АСОТП (если данная система предусмотрена конструкцией) положительное показание индикатора.

4.3.7. Проверить внешнее и внутреннее состояние салона, качество уборки салона.

4.3.8. При оборудовании автобуса выдвижным трапом, обслуживающим инвалидов-колясочников, проверить:

– работоспособность выдвижного трапа, срабатывание всех оповещающих и блокирующих систем при выдвижении трапа кнопкой из кабины и с помощью дистанционного пульта, наличие и функционирование ремней безопасности, кнопки связи пассажира с водителем, кнопок управления дверьми;

– при обнаружении неисправностей обратиться до выезда из филиала к диспетчеру или механику-контролеру.

4.3.9. Проверить наличие автомобильного топлива. Сверить показания спидометра с записью в путевом листе.

4.3.10. Включить:

– систему климат-контроля;

– полное освещение салона автобуса (в утреннее, вечернее и ночное время);

– электронный маршрутный указатель;

– ближний свет фар.

4.3.11. Поставить подпись в путевом листе в графе «Автобус принял водитель» (с расшифровкой подписи), подтверждающую приёмку автобуса в технически исправном состоянии, предъявить путевой лист охране и выехать из филиала.

4.3.12. В случае неисправности автобуса сообщить об этом механику-контролеру, диспетчеру филиала и сделать заявку на ремонт. В дальнейшем выполнять распоряжения диспетчера филиала или ответственного за организацию выпуска автобусов.

4.3.13. Обеспечить при работающей системе климат-контроля закрытое состояние окон и вентиляционных люков.

При возвращении автобуса в филиал, согласно пункту 4.13 Должностной инструкции, в рамках подготовительно-заключительного времени, водитель обязан:

4.13.1. Получить отметку в путевом листе о времени возвращении автобуса в филиал у работника охраны. Предъявить автобус для осмотра и приёма на хранение механику-контролеру, получить его отметку в путевом листе и расписаться самому о сдаче автобуса. При наличии неисправности сделать заявку на её устранение, пройти установленный послерейсовый медицинский осмотр, сдать путевой лист, расписание и другие путевые документы диспетчеру филиала.

4.13.2. При обнаружении неисправностей бортового оборудования АСДУ НГПТ оформить заявку на неисправность в книге поезда, при обнаружении повреждений оборудования в результате вандальных действий посторонних лиц совместно с уполномоченным лицом составить и подписать соответствующий акт.

4.13.3. Сдавать в кассу межрайонного отдела сборов филиала денежную выручку от продажи проездных билетов (по мере продажи проездных билетов), но не реже одного раза в три дня, по приходному ордеру с указанием номеров проездных билетов. Присутствовать в обязательном порядке при пересчёте сданной денежной выручки.

4.13.4. Сдавать в кассу межрайонного отдела сборов филиала проездные билеты по приходному ордеру на возврат на время ежегодного очередного отпуска или в случае временной нетрудоспособности. Проездные билеты, испорченные по вине водителя и с истекшим сроком действия, возвратом не принимаются.

4.13.5. В случае обнаружения использованных проездных билетов или билетов с истекшим сроком действия при сдаче в кассу возвратом, оплатить стоимость билетов.

4.13.6. При работе с АСКП:

– отключить питание и снять съёмное оборудование АСКП;

сдать диспетчеру АСКП под роспись съёмное оборудование АСКП.

4.13.7. Вносить в путевой лист следующие записи:

– показания спидометра – при выезде из филиала, после каждого оборотного рейса, при смене на линии;

– количество топлива в топливном баке и баке отопителей салона перед выездом и после возвращения в филиал;

– пункты прибытия и отправления при работе по заказам и показания спидометра в этих пунктах.

Одновременно, в тех же рамках ПЗВ, согласно пункту 4 Приложения №2 к Должностной инструкции, водителю предписывается следующий дополнительный инструктаж по эксплуатации автобуса:

4.1. После возвращения автобуса с линии в филиал пройти ежедневное обслуживание (мойку автобуса, заправку топливного бака (баков) и систем). Запрещается заезжать на заправочную станцию с работающим жидкостным подогревателем.

4.2. Совместно с механиком-контролёром колонны проверить исправность и комплектность автобуса. В случае необходимости оформить заявку на устранение неисправностей в порядке, установленном в филиале. Получить отметку о сдаче автобуса у механика-контролёра.

4.3. Проверить состояние шин, вентилей, креплений колес, состояние дисков, удалить

попавшие в них посторонние предметы.

4.4. Закрыть окна и двери. Установить под колеса противооткатные упоры.

Скоро сказка сказывается, да не скоро дело делается

Согласно Коллективному договору ГУП “Мосгортранс”, продолжительность подготовительно-заключительного времени (ПЗВ) включается в рабочее время и устанавливается – 30 минут на машино-смену для водителей регулярных городских пассажирских маршрутов, а для остальных водителей – 18 минут на машину-смену. Время проведения предрейсового медицинского осмотра водителя включается в рабочее время и устанавливается – 5 минут в смену. Время проведения послерейсового медицинского осмотра водителя включается в рабочее время и устанавливается – 5 минут в смену.

Из чего следует, что на весь огромный перечень процедур, предусмотренных Должностной инструкцией перед выездом автобуса на линию и после возвращения в филиал, в рамках подготовительно-заключительного времени, суммарной оплате подлежат только 40 минут рабочего времени. По факту, на утренние и вечерние процедуры в рамках ПЗВ, водители затрачиваю около полутора часов своего времени, которое работодателем не учитывается при подсчёте заработной платы.

Невзирая на это, в рамках подготовительно-заключительного времени работодатель ещё навязывает дополнительные процедуры, за которые водителям автобусов не доплачивают, и которых нет в Должностной инструкции. После мойки автобуса и заправки топливного бака, подвижной состав обязывают направлять на ежедневный технический осмотр (ЕТО), который никаким локально-нормативным актом не предусмотрен. Также обязывают предоставить подвижной состав работникам ГКУ «Организатор перевозок» для проведения предрейсовых и послерейсовых проверок оборудования транспортных средств и санитарно-технического состояния.

Данные мероприятия направлены на обеспечение качественного технического и санитарного состояния транспортных средств, что является безусловным критерием. Но, это не может быть реализовано путём неправомерного привлечения водителей автобусов к указанным процедурам, тем более, при отсутствии оплаты этой части рабочего времени. С появлением процедур прохождения ЕТО и проверок подвижного состава работниками ГКУ «Организатор перевозок», время ПЗВ ещё искусственно увеличивается и доходит до двух часов, из которых, как уже было сказано, оплате подлежат только 40 минут рабочего времени.

Также отмечу, что работники ГКУ «Организатор перевозок» при проведении своего контроля, ошибочно ссылаясь на пункт 5.2.1.1 своего Регламента и пункт 1.10 Должностной инструкции водителя автобуса регулярных городских (пригородных) пассажирских маршрутов, требуют у водителя автобуса предъявить его водительское удостоверение.

Согласно пункту 1.10 Должностной инструкции водителя автобуса регулярных городских (пригородных) пассажирских маршрутов, водитель при работе на линии и при выполнении заказных перевозок должен иметь при себе и предъявлять для контроля работникам администрации (или их уполномоченным), работникам СБД, сотрудникам полиции, ГИБДД и представителям Управления государственного автодорожного надзора Федеральной службы по надзору в сфере транспорта (при предъявлении ими своего служебного удостоверения) в пределах их компетенции:

– действующее водительское удостоверение;

– свидетельство о регистрации ТС;

– диагностическую карту;

– полис обязательного страхования гражданской ответственности владельца ТС;

– путевой лист установленной формы с отметками о допуске ТС и водителя к работе, времени начала и окончания работы, наименования маршрута;

– удостоверение по охране труда;

– лицензионную карточку;

– график движения автобуса;

– расходный кассовый ордер;

– наряд-заказ на выполнение заказных перевозок (для водителей, выполняющих заказные перевозки).

Ключевыми в этом пункте являются слова «при работе на линии». Работа на линии – это работа, выполняемая водителем автобуса за пределами своего автотранспортного предприятия. При этом, работники ГКУ «Организатор перевозок» проводят свои проверки именно на территории транспортного предприятия, до момента выезда подвижного состава на линию. Из чего следует, что согласно пункту 1.10 Должностной инструкции водителя автобуса регулярных городских (пригородных) пассажирских маршрутов, требование работников ГКУ «Организатор перевозок» в адрес водителей автобусов на предмет предъявления водительского удостоверения на территории автотранспортного предприятия является неправомерным.

Согласно пункту 5.2.1.1 «Регламента взаимодействия ГКУ «Организатор перевозок» и ГУП «Мосгортранс» по организации и проведению предрейсового контроля санитарно-технического состояния подвижного состава и оборудования транспортных средств, проведению предрейсовых и послерейсовых медицинских осмотров водителей, содержанию территории эксплуатационных площадок (автобусные парки), устранению выявленных нарушений», работники ГКУ «Организатор перевозок», осматривая ТС, обязаны проверить наличие у водителя ТС водительское удостоверение. Вместе с тем, в Регламенте нигде не указано, что односторонние обязательства работников ГКУ «Организатор перевозок» должны находить ответное действие, в исполнении указанных требований, водителями автобусов, представляющих ГУП «Мосгортранс».

Регламент, устанавливающий порядок действий водителя автобуса регулярных городских пассажирских маршрутов ГУП «Мосгортранс» – это его Должностная инструкция и Правила дорожного движения.

О чём по этому поводу говорят Правила дорожного движения?

Согласно пункту 2.1.1 ПДД РФ, водитель механического транспортного средства обязан иметь при себе и по требованию сотрудников полиции передавать им, для проверки водительское удостоверение или временное разрешение на право управления транспортным средством соответствующей категории или подкатегории. Подчеркну, что Правила дорожного движения Российской Федерации, не разрешают производить проверку водительского удостоверения даже уполномоченным должностным лицам Федеральной службы по надзору в сфере транспорта, не говоря уже о работниках ГКУ «Организатор перевозок», которых Закон и вовсе не наделил таким правом.

Из чего также следует, что на основании  Правил дорожного движения Российской Федерации, требование работников ГКУ «Организатор перевозок» в адрес водителей автобусов регулярных городских пассажирских маршрутов ГУП «Мосгортранс» на предмет предъявления водительского удостоверения является неправомерным.

А что говорит Трудовой кодекс?

Требование работников ГКУ «Организатор перевозок» относительно проверки водительского удостоверения также является неправомерным по причине незаконной попытки получения персональных данных в нарушение статей 86 – 90 ТК РФ.

Дополнительно отмечу, что согласно свободно предоставленным  сведениям сети Интернет, ГКУ «Организатор перевозок» (ОГРН 1077746251428, ИНН 7710660149, КПП 770701001) и ГУП «Мосгортранс» (ОГРН 1037739376223, ИНН 7705002602, КПП 770501001) являются разными юридическими лицами. Работники ГКУ «Организатор перевозок» при проведении предрейсового и послерейсового контроля по состоянию подвижного состава, дают прямые указания водителям автобусов ГУП «Мосгортранс»: предъявить водительское удостоверение и путевой лист, включить и отключить бортовые системы автобуса, путём воздействия на органы управления. Все эти выполняемые действия, и в том числе, являются частью работы водителя автобуса, распоряжение на которые дают работники юридического лица, не являющегося водителю автобуса работодателем.

Согласно статье 56.1 ТК РФ, заемный труд запрещен.

Заемный труд – труд, осуществляемый работником по распоряжению работодателя в интересах, под управлением и контролем физического лица или юридического лица, не являющихся работодателем данного работника.

Из чего следует, что согласно статье 56.1 ТК РФ, требование работников ГКУ «Организатор перевозок» в адрес водителей автобусов регулярных городских пассажирских маршрутов ГУП «Мосгортранс» на предмет предъявления водительского удостоверения и путевого листа, включение и отключение бортовых систем автобуса, путём воздействия на органы управления, также является неправомерным.

Интересные статьи

Работник с ребенком-инвалидом — гарантии и компенсации

Нам поступает очень много вопросов с просьбой разъяснить какие гарантии и компенсации предусмотрены для работников, в семье которых воспитывается несовершеннолетний (до 18 лет) ребенок-инвалид. Мы…

Комментарии